Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы работы обусловлена, тем, что специфика беспошлинной торговли существенно отличается от других таможенных режимов. Для эффективной реализации деятельности в магазине беспошлинной торговли должна быть выбрана форма организации управления, которая отвечала бы общим целям и задачам предприятия.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «беспошлинная торговля». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «беспошлинная торговля» определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «беспошлинная торговля» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Цель исследования – изучить состояние и тенденции развития деятельности владельцев магазинов беспошлинной торговли в Российской Федерации.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
изучить сущность процедуры беспошлинной торговли;
раскрыть преимущества и недостатки беспошлинной торговли;
рассмотреть современное состояние беспошлинной торговли;
выявить тенденции развития беспошлинной торговли.
Объектом исследования является беспошлинная торговля.
Предметом исследования выступают тенденции развития деятельности владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Эмпирической основой исследования являются данные статистики, информационно-аналитические отчёты, материалы периодической печати.
Теоретической основой исследования послужили труды в области таможенного дела и таможенного права известных отечественных авторов.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых общенаучные методы (анализ, синтез, системный подход, функциональный подход), конкретно-предметные методы (статистический, формально-логический, метод сравнительно-правового анализа).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ МАГАЗИНОВ БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность процедуры беспошлинной торговли
Беспошлинная торговля – это таможенная процедура (ранее использовался термин «беспошлинный таможенный режим»), регулирующая деятельность специализированных магазинов беспошлинной торговли (МБТ). Это не совсем обычные магазины, у них есть пять существенных особенностей, отличающих их от обычных супермаркетов, бутиков, продуктовых магазинов [6, с. 146].
Беспошлинная торговля имеет долгую историю, восходящую к древним временам. На протяжении веков люди торговали между собой, обмениваясь товарами и услугами. Однако с развитием государств и установлением границ возникла необходимость регулировать торговые отношения и взимать пошлины.
Первые формы беспошлинной торговли появились в средние века, когда города и торговые центры заключали друг с другом соглашения о свободной торговле. Это позволяло купцам свободно передвигаться и торговать, не платя пошлин и налогов.
В 1947 году предприниматель Брендон О’Реган нашёл отличную локацию для магазина. Ирландский аэропорт Шаннон был транспортным узлом, где дозаправлялись самолёты во время трансатлантических перелётов. Пассажирам приходилось долго ждать рейс, а скоротать время на прогулке – невозможно, так как они не могли покинуть здание. Идея предложить им посетить магазин показалась О’Регану идеальной.
Воплотить задумку в реальность помог тот факт, что молодой и энергичный ирландец работал начальником снабжения аэропорта. Брендон О’Реган предположил, что магазин будет пользоваться спросом из-за низких цен. Покупатели, которые формально не находились на территории страны, не должны были платить налоги и пошлины за приобретаемые товары. Экономия доходила до 60%.
Таможенные льготы существовали задолго до Duty Free. Обычно ими пользовались люди, путешествующие на лайнерах, и команды судов. В XIX веке беспошлинные товары покупали в портах перед отплытием. Традиционно в перечень того, что приобретали в дорогу, входили алкоголь и табак. Затем – парфюмерия. Список подобных товаров обусловлен необходимостью: во время путешествия людям хотелось отдыхать и курить, а потом еще и маскировать запах пота. В 1944 году Конвенция о международной гражданской авиации уравняла пассажиров воздушных судов с морскими путешественниками по правилам пересечения границ. Так торговля без таможенных пошлин стала актуальна и для аэропортов.
Брендон О’Реган оказался прав. Первый магазин Duty Free пользовался огромной популярностью. Почему же подобные торговые точки не стали мгновенно открываться по всему миру? Всё дело в конфликте интересов. Таможенные службы разных стран несколько лет присматривались к происходящему и не спешили выдавать разрешение на беспошлинную торговлю.
В 1954 году в Нью-Йорке о льготах в вопросах беспошлинной торговли все же договорились, и за дело взялись Соединенные Штаты (и, конечно, будущий основатель сети!). Американец с ирландскими корнями Чарльз (Чак) Фини родился в 1931 году в Нью-Джерси в семье эмигрантов. Во время Корейской войны он служил радистом в ВВС. Вернувшись домой из армии, молодой человек получил от государства денежную выплату, которую потратил на учебу в колледже. Затем Чак отправился в Европу для продолжения образования. Первый бизнес он открыл во Франции. Предприимчивый американец стал торговать беспошлинным алкоголем. Самым важным был тот факт, кто именно стал его покупателями. Клиентами Чака были американские военные матросы, которые обладали правом на покупку алкоголя без налога. Залог успеха Фини скрывался в том, что он – человек с военным прошлым – умел находить с ними общий язык. Затем беспошлинные товары начали покупать и туристы. В этот момент Чарльз Фини познакомился с Робертом Миллером. Оказалось, что он закончил тот же колледж, что и основатель Duty Free. Вместе бизнесмены решили масштабировать дело и расширили список беспошлинных товаров для продажи.
Увидев перспективу в выходе на азиатский рынок, Чарльз Фини и Роберт Миллер добились разрешения на право беспошлинной торговли в Китае. Предприниматели создали компанию Duty Free Shoppers (DFS) и в ноябре 1960-го открыли свой первый Duty Free в Гонконге. Клиентов консультировали молодые японки, а гиды заранее рассказывали о магазине и его преимуществах туристам, чтобы те обязательно заглянули в него перед вылетом [8, с. 73].
Благодаря японским путешественникам бизнес удалось вывести на небывалый уровень. Чарльз Фини умел анализировать туристические потоки. Именно там, где ожидалось наибольшее количество туристов, стали открываться магазины беспошлинной торговли. Среди перспективных направлений для туризма в какой-то момент возник тропический остров Сайпан. На нем не было даже аэропорта, но интерес к нему увеличивался. Почувствовав спрос, компания DFS инвестировала в строительство аэропорта 5 млн долларов, и открыла там очередной Duty Free.
Международную ассоциацию магазинов Duty Free основали в 1966 году. Сегодня она объединяет около 400 компаний, которые торгуют без пошлин и налогов по всему миру.
Беспошлинная торговля принесла Чарльзу Фини баснословные деньги. Удивительно, что, заработав огромные капиталы, он основал благотворительный фонд. В него он перевел все свои средства, оставив себе лишь пенсию. Его вдохновляла благотворительность и идея помощи другим. И, что немаловажно, подход и жизненный путь предпринимателя повлияли и на других бизнесменов, начавших жертвовать средства на благие дела.
Сегодня беспошлинная торговля продолжает развиваться и играет важную роль в мировой экономике. Многие страны участвуют в соглашениях о свободной торговле, таких как Европейский Союз, Североамериканское соглашение о свободной торговле (SAFTA), Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (TTIP) и другие.
Беспошлинная торговля распространяется на товары, продаваемые в розничных магазинах гражданам, выезжающим, прибывающим или следующим транзитом с территории ЕАГ.
Поэтому магазины беспошлинной торговли расположены на пограничных переходах ЕАЭС (в аэропортах, морских портах, вблизи пограничных переходов).
Беспошлинная торговля - это розничная продажа товаров только владельцами магазинов, получившими разрешение на ведение бизнеса и внесенными в реестр. Они обязаны вести учет проданной продукции и представлять отчеты в таможенный орган.
Процедура беспошлинной торговли предполагает продажу товаров, освобожденных от всех налогов и сборов, включая акциз. Именно поэтому самый большой ассортимент в магазинах беспошлинной торговли составляют подакцизные товары (алкоголь, табак).
При этом при продаже табачной и алкогольной продукции соблюдаются нормы беспошлинного ввоза. На сегодняшний день норма перевозки алкогольных напитков составляет три литра алкоголя и 200 сигарет на взрослого пассажира.
Рынок беспошлинной торговли в последние десятилетия активно развивается как в России, так и в большинстве стран мира. Учитывая туристическую и деловую активность современного человека, процессы глобализации в мире, эта сфера торговли совершенствуется за счет расширения как перечня предлагаемых товаров, так и видов услуг в рамках беспошлинной торговли. В настоящее время вопросы теоретического и правового статуса владельцев магазинов беспошлинной торговли становятся особенно актуальными в связи с изменениями в таможенном законодательстве Евразийского экономического союза. Эти изменения касаются условий получения статуса владельца магазина беспошлинной торговли, а также особенностей работы магазинов беспошлинной торговли.
Магазин беспошлинной торговли продает товары по цене, которая не включает определенные виды акцизов, таможенных пошлин и НДС (только в том случае, если продукция предназначена для экспорта из страны). Такие торговые точки в основном расположены в местах, где люди пересекают границу штата. К таким контрольно-пропускным пунктам относятся: морские порты, аэропорты, международные железнодорожные вокзалы. В магазинах беспошлинной торговли представлены следующие категории товаров: спиртные напитки, табачные изделия, парфюмерно-косметические изделия, кондитерские изделия, ювелирные изделия, смартфоны, часы.
Только в магазинах беспошлинной торговли алкоголь продается в 1-литровой таре. Обычные торговые точки предлагают стандартные бутылки емкостью 0,7 литра [10, с. 40].
Основными функциями магазинов беспошлинной торговли являются: поддержка российской таможенной системы посредством специальных таможенных процедур и операций; оказание торговых услуг.
Ведомство хранит и продает в розницу товары, подпадающие под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Для осуществления такой деятельности должностное лицо подает таможенную декларацию, в которой указывается количество проданной продукции.
Особенности магазинов беспошлинной торговли:.
Не все международные аэропорты, железнодорожные вокзалы, автобусные остановки, морские и речные порты доступны. Важным условием является наличие транзитной зоны, в которой расположены таможенные, санитарные, пограничные и иммиграционные пункты.
Пассажиры, прибывающие в страну транзита, не имеют права покидать «стерильную» зону. Причина - отсутствие визы на жительство. Тогда люди смогут скоротать время, совершая покупки в магазине беспошлинной торговли. Там можно приобрести самые разные товары - от воды и продуктов питания до роскошных моделей одежды.
Импортные товары, выставленные на продажу в магазинах беспошлинной торговли, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и НДС. Владелец груза оплачивает только пошлину за таможенное оформление. Причина такой ситуации объясняется очень просто: продукция не перепродается для продажи внутри страны, ее покупают люди, выезжающие за границу или следующие транзитом через Россию.
Для открытия магазина беспошлинной торговли требуется регистрация в специальном реестре ФТС. Только юридические лица имеют на это право.
Помещения, в которых находится магазин, должны соответствовать целому перечню требований, утвержденных законом.
Товары передаются только физическим лицам и только в розницу.
1.2. Преимущества и недостатки беспошлинной торговли
Преимущества беспошлинной торговли:
1. Экономический рост: беспошлинная торговля способствует экономическому росту, поскольку позволяет странам импортировать и экспортировать товары без ограничений и дополнительных затрат на таможенные пошлины и пошлины. Это способствует развитию международной торговли и увеличению объемов продаж.
2. Расширение рынков сбыта: беспошлинная торговля позволяет компаниям расширять свои рынки сбыта и выходить на новые территории. Это позволяет им расширять свою клиентскую базу и увеличивать продажи.
3. Доступ к широкому спектру товаров: беспошлинная торговля позволяет потребителям иметь доступ к широкому ассортименту товаров из разных стран. Это позволяет им выбирать из большего количества вариантов и находить товары по более выгодным ценам.
4. Более низкие цены: из-за отсутствия таможенных пошлин и пошлин цены на импортируемые товары могут быть ниже, что позволяет потребителям экономить деньги и получать товары по более низким ценам [13, с. 53].
Недостатки беспошлинной торговли:
1. Конкуренция для местных производителей: беспошлинная торговля может создать конкуренцию для местных производителей, особенно когда импортные товары продаются по более низким ценам. Это может привести к сокращению рабочих мест и ухудшению экономической ситуации в стране.
2. Конкурентное неравенство: некоторые страны могут иметь преимущества в беспошлинной торговле, такие как более низкие производственные затраты или товары более высокого качества. Это может привести к неравенству в конкурентной среде и оказать негативное влияние на местных производителей.
3. Потеря дохода для государства: отсутствие тарифов и пошлин может привести к потере дохода для государства. Это может негативно сказаться на бюджете и способности государства финансировать социальные программы и инфраструктурные проекты.
4. Негативное воздействие на окружающую среду: беспошлинная торговля может привести к увеличению перевозок грузов, что, в свою очередь, может оказать негативное воздействие на окружающую среду из-за выбросов парниковых газов и других негативных последствий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2022 № 1330 «Об организации беспошлинной торговли для дипломатических представительств, консульских учреждений, представительств государств при международных организациях, международных организаций или их представительств, расположенных на территории Российской Федерации, а также членов дипломатического персонала дипломатических представительств, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними, персонала (сотрудников, должностных лиц) представительств государств». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202207270022.
4. Джабиев, А. П. Основы таможенного дела : учебник для вузов / А. П. Джабиев, К. О. Староверова, Т. С. Кудрявицкая ; под общей редакцией А. П. Джабиева. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 489 с.
5. Джабиев, А. П. Таможенные процедуры: учебник для вузов / А. П. Джабиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 470 с.
6. Макрусев, В. В. Управление таможенным делом : учебник для вузов / В. В. Макрусев, М. В. Бойкова, Е. О. Любкина ; под общей редакцией В. В. Макрусева. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 547 с.
7. Матвеева, Н.В. Некоторые особенности деятельности магазинов беспошлинной торговли / Матвеева Н.В., Борисова Е.М. // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2022. - № 4 (84). - С. 68-69.
8. Матвеева, Т. А. Таможенное право: учебное пособие для вузов / Т. А. Матвеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 244 с.
9. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС : учебник для вузов / С. А. Новикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 380 с.
10. Попова, Л. И. Таможенные процедуры: учебник для вузов / Л. И. Попова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 162 с.
11. Сенотрусова, С. В. Таможенное дело : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 258 с.
12. Сенотрусова, С. В. Таможенные платежи во внешнеторговых операциях: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 253 с.
13. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, В. В. Жогличева, Т. С. Кудрявицкая; под редакцией Г. П. Геращенко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 356 с.
14. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/.
15. Таможенные платежи в таможенной процедуре беспошлинной торговли. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customsspec.ru.